суббота, 10 декабря 2016 г.

Функции энергоинформационного обмена

1. Первая функция модели соответствует юнговских доминирующей психологической функции и является функцией целеполагания. Она играет роль программной, которая отвечает на вопрос "что делать?" Иными словами, данная функция является базовой, главной в структуре личности, той, что определяет жизненные позиции, ценности и приоритеты.
2. Вторая функция -реализацийна. Она является вспомогательной (по Юнгу). Эта функция отвечает за технологическое обеспечение процесса достижения цели. Поэтому она связана с поиском средств, ресурсов, технологий, людей и тому подобное. Данная функция отвечает на вопрос "как сделать?"
3. Третья функция - ролевая. Она совпадает с юнговских подчиненной функцией (менее энергоемкой). В процессе реализации цели личность вынуждена взаимодействовать с социумом, заимствуя у него информацию и ресурсы. При этом, вступая в коммуникации, она участвует в социальных играх, примеряя на себя различные социальные роли - формальные или неформальные - с разной степенью эффективности и адекватности. При этом, рефлексируя свои неудачи в попытках отождествления себя с социальной ролью, личность пытается ответить на вопрос "кто я на самом деле?" В ролевых ситуациях личность стремится демонстрировать свою компетентность, но решать сложные задачи в длительном режиме ей сложно из-за недостатка внутренних ресурсов - информационных и энергетических; при этом критические оценки она воспринимает весьма болезненно.

4. Четвертая функция выполняет роль адаптивной (вторая вспомогательная). Сталкиваясь с глобальным или локальным социумом, личность испытывает на себе давление социальных норм различного характера: норм поведения (бытовой или служебного), производственных и культурных норм, норм морали, права (уголовного или гражданского) и др. Нарушение норм трактуется социумом как асоциальное поведение и вызывает различные санкции, а также способствует дезадаптации личности в социуме. Для успешного решения поставленных целей личность должен оценивать информацию, поступающую фильтруя второстепенную (лишнюю) для себя, и адаптироваться к социальным нормам. Адаптивная функция играет роль оценочно-нормативной и отвечает на вопрос "как я должен себя вести?" Поскольку личность уязвима из-за неумения осуществить выбор оптимального варианта поведения, она рассчитывает на помощь со стороны.

5. Пятая функция - это функция релаксации.
Постоянная активность, умственная или физическая, требует немалых усилий и напряжения. Следствием этого является усталость и амортизация внутренних ресурсов личности. Целенаправленные личности больше, чем другие, работают "на износ", но даже при умеренных нагрузках у каждого человека периодически наступает усталость. Поэтому подсознательно, защищая себя, психика ищет возможности восстановления энергии. Функция релаксации по своему содержанию противоположная функции целеполагания. Поэтому ее включения как минимум энергозатратно. Личность временно "выпадает" из процесса деятельности и пытается осмыслить свое поведение. Иногда такое состояние напоминает психологический транс. Человек пытается ответить на вопрос "чего я хочу на самом деле?" При этом она часто нуждается в помощи и советы окружения, потому что некритично воспринимает информацию, а также неадекватно оценивает собственные потребности по данной функции: чего именно хочется - не всегда понятно.

6. Шестая функция референтной: личность ориентируется на мнение других по обеспечению комфортных условий жизнедеятельности - экологических, эргономических, культурных, социально-психологических. Любая цель, к которой стремится личность, имеет в своей основе мотивы - внутренние или внешние. В зависимости от типа личности в качестве мотивов могут выступать интерес, удовольствие, знания, любовь, власть, деньги, карьера, творчество, пользу и тому подобное. Для включения личности в процесс нужно знать, чем ее мотивировать. Поскольку собственные предпочтения по шестой функции осознаются недостаточно хорошо, чаще формируется подсознательная реакция на желаемые для личности эталоны поведения и ценности, продуктуються сигналами с пятой сугестивной функции. Шестая функция играет мобилизующую роль в мышлении и поведении и отвечает на вопрос "ради чего я должен это делать?"

7. Седьмая функция выполняет роль контролирующей. В процессе достижения цели личность подсознательно осуществляет мониторинг внешней среды, оценивая степень соответствия своих ресурсов (информационных, энергетических, материальных) объему возможных расходов. Это касается и личной безопасности в широком контексте: здоровья, материального состояния, коммуникаций, внешней экспансии. Контролирующая функция предусматривает возможность риска и отвечает на вопрос "чего мне опасаться?" Эта функция играет роль ограничительной по нежелательных внешних контактов, информации и экспансии.

8. Восьмая функция - репродуктивная. Эта функция отвечает за выполнение рутинной повседневной работы, обеспечивает витальные потребности личности. В этих условиях мозг «отдыхает», процесс протекает почти автоматически. При этом используются стандартные отработанные технологии и доминирует традиционное, стереотипное мышление. Репродуктивная функция отвечает на вопрос "что от меня нужно?» Она работает в "фоновом" режиме, обеспечивая личности количество информационного ресурса превышает имеющиеся потребности, то есть "про запас". нтенсивне использования этого запаса часто выглядит несколько демонстративно, поэтому эту функцию в типологических трудах называют также демонстративным.

Модель А. Аугустинавичюте описывает психологические типы как типы информационного метаболизма (обмена), хотя корректнее было бы говорить о энергоинформационный обмен, поскольку продуцирование, передача и восприятие информации - это всегда энергетические процессы.

Содержание психологических функций и их расположение в данной модели автор связывает с соответствующими ментальными и приветственными энергетическими компонентами психики личности и енергоинфор- ционной обменом между функциями модели. Полное описание данной модели не является целью данного исследования, он представлен в работах А. Аугустинавичюте и других исследователей.