1. Физический уровень. Он связан с физиологическими и материальными потребностями человека, выражающимися при его взаимодействии с окружающими объектами и людьми на самой близкой коммуникативной дистанции. Результатами деятельности и взаимоотношений на физическом уровне являются его дети, выращенное дерево или построенный своими руками дом, выточенная деталь или отремонтированная машина.
2. Психологический уровень. Этот уровень отражает отношенченский аспект поведения человека, когда на первый план выступает не физический контакт, а <родство душ> и сопереживание близкому человеку(в дружбе, любви, семье).
Память, оставшаяся о человеке хорошем отце и муже, друге и любимом, добром и верном, надежном и требовательном, нежном и заботливом - является лучшей оценкой поведения человека на психологическом уровне, на котором удовлетворяются его эмоциональные потребности. Залогом положительных результатов отношений здесь также является близкая коммуникативная дистанция.
3. Социальный уровень. Он относится к проявлениям личности в формальных отношениях, где нужно учитывать социальные нормы поведения и сохранять относительно далекую дистанцию в общении: в учебных заведениях, на производстве, среди незнакомых людей, словом, в обществе. На социальном уровне человек оценивает себя, других, идеи, продукты деятельности и соизмеряет их с существующими стандартами или нормами - научными, общественными, морально-этическими и другими, приспосабливаясь к существующим правилам и порядкам. Его вклад оценивается той конкретной пользой, которую он принес своему коллективу, деревне, городу или государству как профессиональный работник. Главными критериями здесь являются: авторитет, социальное положение, принадлежность к определенной группе, сословию, сфере деятельности.
4. Информационный (интеллектуальный) уровень. На этом уровне человек, условно говоря, общается со всем миром, сохраняя с ним максимально далекую дистанцию. Здесь он стремится удовлетворить свои творческие потребности, состояться как личность. С помощью интуитивных догадок человек создает новый интеллектуальный продукт, которого раньше не было, либо радует окружающих необычными выводами или решениями проблем. Тип личности на информационном уровне оставляет свой неповторимый след в виде новых идей, художественных или иных произведений, ставших достоянием всего общества, в котором он творил, или человечества в целом.
Знание закономерностей взаимодействия различных информационных структур позволило моделировать не только отношения между людьми, но также между малыми и большими группами, прогнозировать экономические, политические, культурные и другие тенденции в обществе.
Такой подход дал соционике возможность рассматривать не только психотипы личности, но и социотипы, как совершенно новое понятие, введенное в типологию личности, и тем самым позволившее соционике занять нишу между психологией и социологией и стать отдельным научным направлением.
Бесспорно, что каждый человек индивидуален и неповторим, но его личность одновременно имеет такие черты, которые могут быть найдены и у других людей.
Совокупность психологических качеств, проявляющихся в одинаковом образе мышления и поведения в различных ситуациях, называется типом личности, а совокупность индивидуальных признаков, позволяющих моделировать способности и тенденции поведения личности, формирующие ее социальные роли - социотипом.